7+

Сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад "Мишутка" г. Ак-Довурак

Логопед

Фамилия: Кан –оол

Имя: Аяна

Отчество: Каадыр – ооловна

Год рождения:  06.04.1974г.

Место работы: МБДОУ д/с «Мишутка» учитель- логопед

Стаж работы: педагогический – 17 лет, в данном учреждении – 6 лет

Квалификационная категория: I категория

Образование: ТГУ-2004г., КГПУ-2009г. (Красноярск).

 

Консультация для родителей

Тема: Дыхательные упражнения

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль­ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об­щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Внимание !

 Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).

 Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать.

 Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

 Выдох должен быть длительным, плавным.

  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­ная и слышится звук, похожий на [значит, ребёнок дует неправильно.
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.

 После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

 

Координация ротового и носового дыхания

Цель: Учить ощущать разницу в направлении воздушной струи .

           Учить правильно регулировать воздушную струю.

  1. Вдох и выдох через нос. Вдох – глубокий, выдох длительный, плавный.

2.Вдох через нос, выдох через рот.

  1. Вдох через рот и выдох через нос.
  2. Вдох и выдох через рот.
  3. Комбинированный вдох

Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через нос.

Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через рот.

Упражнение «Вдох- выдох». 

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Вдохнули ртом и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом……..

 

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Упражнение «Снежинки»

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Упражнение «Одуванчик»

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Остался стебелёк.

Упражнение « Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем:

Шарик лопнул- выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст  произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.

Упражнение « Ветер дует»

Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),

Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть),

Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко- ( руки положить на грудь и подуть на них).

Упражнение «Часики»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

Упражнение «Повороты»

Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,

влево поворот- вдох, вправо- выдох.

Боком- боком, боком- боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

    Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.

 

 

Консультация для родителей

Тема: Правильно ли говорит ваш ребенок?

     Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто отсутствует в детском саду.

    Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Часто мы общаемся с ребенком, не замечая – как он говорит, нам важнее – что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ребенком. Диалогическая речь (или «разговорная» в терминологии лингвистов) имеет собственные законы построения. Знание ситуации полностью определяет высказывание. Диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми, инициатива может принадлежать только одному из них. Особенно часто это бывает, когда взрослый общается с ребенком. В крайних случаях мама не только спрашивает о чем-то своего ребенка, но и отвечает за него.

Диалогической речи бывает вполне достаточно в повседневном общении. Даже, когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его по сути диалогична. Прежде всего, ребенок говорит о том, что находится в фокусе его внимания, он выделяет и озвучивает самый значимый для него элемент целостной ситуации и совсем не заботится об «удобстве» слушателя.

    Речь  ребёнка  развивается  под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д.  Говорите о том, что вы делаете, видите;  что делает ребёнок;  что делают другие  люди и что видит  ваш ребёнок. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как
  2. Говорите, используя  правильно  построенные  фразы, предложения. Ваше  предложение должно быть на 1-2  слова длиннее, чем у ребёнка.  Если  ваш ребёнок  пока  ещё  изъясняется только  однословными  предложениями,  то ваша  фраза  должна  состоять  из 2  слов.
  3. Систематически создавайте  такие  ситуации, при которых  ребёнок  должен  выразить свою  просьбу словесно (взрослым не следует  стремиться «понимать его с полуслова», необходимо  организовывать жизнь ребёнка  таким образом,  чтобы  сама  обстановка  вызывала  у  него необходимость  речевого  общения,  включая  «разговор» с животными, игрушками  и  пр.
  4. Выдерживайте  временную  паузу, чтобы у ребёнка  была  возможность  говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте  звуки и шумы. Спросите: «Что это?»   Это  может  быть  лай собаки, шум  ветра, мотор  самолёта и т.д.
  6. Расскажите короткий  рассказ,  историю. Затем  помогите  ребёнку  рассказать  эту же историю Вам  или ещё  кому-нибудь ещё.
  7. Приучайте  ребёнка  смотреть  во  время  разговора  в  лицо собеседника, поскольку  зрительное  восприятие  артикуляции  способствует  более  точному  и  более  быстрому её  усвоению.
  8. Полностью  исключайте  случаи  «сюсюканья»  с  ребёнком, лишающего  его  правильного  образца  для  подражания.
  9. Занятия  ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует  развитию  правильного  дыхания  и  достаточно  гибкого  и  сильного  голоса, а  также  предупреждает  невнятность  речи.
  10. Развивайте  тонкую  ручную моторику, играющую  чрезвычайно  важную  роль  в  овладении полноценной  речью.

Значимым компонентом речевой среды является речь взрослого. Основные требования к ней достаточно просты:

— речь близких ребенку людей должна быть грамматически и фонетически правильной, точной, ясной, эмоционально выразительной, образной;

— темп речи размеренным, а ее громкость достаточной;

— по форме и тону – безупречно вежливой;

— содержание и качество речи должны строго соответствовать развитию, запросу представлений и интересам детей,  опираться на их опыт.

Итак, определенные предпосылки для развития речи заданы самой человеческой природой. А вот для того, чтобы малыш научился понимать окружающих и активно использовать речь как средство общения и познания мира, требуется забота всех членов семьи с самых первых дней его жизни.

Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родители, часто интересуются, не отстает ли их ребенок в речевом развитии, когда он научится правильно произносить тот или иной звук. Воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка.
      Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советам к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
     Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов Слуха — на своевременное лечение, и   не   домашними   средствами,   а   в   медицинских   учреждениях.
    Следует  родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
    Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформировано  фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак, том — дом. Каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема), как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.

Речь ребенка не передаётся наследством, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим произношением, говорили с ним, не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажемся на речи малыша. Он будет говорить так же торопливым, раздражённым тоном, «проглатывая» словесные окончания. Нередко, причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком дефектов речи взрослых, старших сестёр, братьев, товарищей.
     Таким образом, в дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения, будет продолжаться на протяжении всей жизни.

 

Консультация для родителей

Тема: Речевая подготовка детей к школе

    Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

— не ругать ребенка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Таким образом, процесс усвоения речи в школе находится в прямой зависимости от дошкольной речевой подготовки. Естественное усвоение родного языка детьми дошкольного возраста протекает интенсивнее, если руководство им осуществляется при опоре на лингводидак-тические принципы методики обучения языку:

— внимание к материи языка;

— понимание языковых значений;

— оценка выразительности речи;

— развитие чувства языка.

 Согласно этим принципам выбираются средства обучения, которые стимулируют развитие речедвигательных навыков (артикуляции, интонации); обеспечивают детям интуитивное (чувственно воспринимаемое) понимание лексических и грамматических значений, то есть восприятия языка как явления, содержащего смысл; помогают развивать у них умение чувствовать эмоциональную выразительность языковых средств, воспринимать поэзию, различать средства экспрессии; организовывают речевую среду с оптимальным развивающим потенциалом, необходимым для усвоения литературной нормы.